Каштанкин Виктор Николаевич

KashtankinРодился в 1910 году в селе Большие Ключищи (Ульяновский район) Сим­бирской губернии. Окончил Военно-теорети­ческую школу летчиков и Ейскую школу мор­ских летчиков. С 1929 года Виктор Каштан­кин начал службу в войсках Военно-Морско­го Флота. Служил вначале на Черноморском флоте, затем на Балтике. В 1939 году принял участие в войне с Финляндией. С памятного дня 30 ноября 1939 года пошел отсчет боево­го пути летчика морской авиации Каштанки-на В.Н. Именно в этот день Виктор вылетел на бомбежку укреплений линии Маннергейма. Порой приходилось в день совершать по 4-5 боевых вылетов, нарабатывался опыт, со­вершенствовалось мастерство, которое при­годилось в войне с фашистами. За участие в войне с Финляндией Виктор Каштанкин был награжден первой своей боевой наградой — орденом Красного Знамени.
22 июня 1941 года командир эскадрильи капитан Виктор Каштанкин повел свой морс­кой бомбардировщик в первый бой с фашист­скими агрессорами. Шли бои за остров Хан­ко. Позднее, спустя годы, оборона острова Ханко будет вписана в историю Великой Отечественной войны, как образец беззавет­ного мужества советских воинов в самый трудный период начавшейся войны.
Капитана Каштанкина считали непревзой­денным мастером разведки. Однажды ему поручили сфотографировать батареи против­ника, тщательно замаскированные на камени­стом финском берегу. Вражеские батареи не давали покоя нашим военным и транспортным кораблям. Для отвлечения вражеских зениток туда вылетела демонстративная группа совет­ских истребителей. По ним противник открыл яростный огонь, в это время самолет Каштан­кина вынырнул над позициями и успел засечь огонь вражеских батарей. В одном из боев капитан был ранен. Но немного подлечившись, он снова сел за штур­вал самолета. После возвращения в свою часть Виктор получил новую машину — зна­менитый Ил-2, который немцы называли «черной смертью». Бои шли на южном направлении, Виктор Каштанкин вступил в схватку с врагом на Черном море. В одном из боев самолет Вик­тора был подбит, терять машину нельзя было ни при каких обстоятельствах. И он, почти на пределе своих сил, все-таки дотянул до аэродрома.
В начале 1943 года капитана Каштанкина отзывают с фронта и направляют служить на Тихоокеанский флот в состав 12-й авиа­дивизии, где он занимается боевой подготов­кой молодых летчиков. Работа нужная и от­ветственная, но Виктор рвется на фронт и один за другим пишет рапорты командова­нию. Наконец желание его было удовлетво­рено и с весны 1944 года он воюет на Ленин­градском направлении. 23 марта 1944 года рано утром наши са­молеты обнаружили в Финском заливе вра­жеские суда. Разгорелся бой, и два вражес­ких судна были потоплены. Группа штурмо­виков во главе с Каштанкиным перенесла свои действия на корабли противника, кото­рые ставили мины. Командир эскадрильи атаковал их. Сначала затонул один сторо­жевой корабль, потом вспомогательный ка­тер. Каштанкин пошел в новую атаку. Про­тивник открыл ураганный зенитный огонь, и один его выстрел оказался точным — самолет Виктора получил повреждение и загорелся. Еще есть время и можно выброситься с пара­шютом, но внизу бороздят воды корабли гит­леровцев, нельзя дать им уйти. Капитан при­нимает решение. Выровняв горящую маши­ну, он взял свой последний курс на вражес­кое судно. Пылающий самолет гигантской воздушной торпедой пикировал с высоты. Через несколько мгновений судно затонуло, воды Финского залива погребли и отважно­го героя. 36-й боевой вылет отважного морс­кого летчика оказался последним.
21 апреля 1944 года капитану Виктору Николаевичу Каштанкину было присвоено звание Героя Советского Союза.